Название этого музыкального интрумента складывается из двух слов: ФОРТЕ и ПИАНО - фортепиано. Форте - f - громко, пиано - p - тихо.
Термины:
Фортепиано
Клавиатура
Исполнитель
Пианист
Имена:
Петр Ильич Чайковский
Сергей Сергеевич Прокофьев
Сборники:
П.И.Чайковский "Детский альбом"
С.С.Прокофьев "Детская музыка"
П.И.Чайковский и С.С.Прокофьев написали фортепианные пьесы для детей. Музыка эта рассказывает о событиях, произошедших в жизни ребенка в течение долгого дня - с утра до вечера.
Задание:
1. Послушай пьесы для фортепиано из "Детского альбома" и "Детской музыки".
2. Объясни значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист.
Слушали:
1. П.И.Чайковский - Неаполитанская песенка.
2. П.И.Чайковский - Мазурка
3. С.С.Прокофьев - Тарантелла
4. С.С.Прокофьев - Шествие кузнечиков
Фортепиа́но (итал. forte — громко, piano — тихо) —
собирательное название класса клавишно-ударных музыкальных инструментов —
роялей и пианино.
История
Предшественниками фортепиано являлись клавесины и
изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук,
что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости (что относится только к
клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки —
динамику (изменение громкости).
Фортепиано (англ., франц. piano; нем. Klavier) —
клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным
(пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает
его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано
состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда),
клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама,
вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от
играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук.
Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).
Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер
Бартоломео Кристофори (1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием
молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). В
1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале
«Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col
piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а
впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были
заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек,
шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало
развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны
Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—21).
В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было
связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей,
увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом
в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А.
Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.
В 1721 г. немецкий музыкант и педагог Готтлиб Шрётер
(1699—1782) изобрёл принципиально другой механизм, в котором молоточек,
укреплённый на конце клавиши, подбрасывался и ударял по струне (Prellmechanik).
Во второй четверти XVIII в. производством фортепиано начинают заниматься
немецкие органные мастера, из которых наиболее известны И. Штейн и Г.
Зильберманн. Иоганн Андреас Штайн (1728—1792), ученик Г. Зильбеpманна
(1683—1734), реализовавшего идею Г. Шрётера, в 1770 г. усовершенствовал этот
механизм. Теперь пианист мог с большей лёгкостью исполнять виртуозные
произведения, однако существенным недостатком была слабая репетиция. Механизм
Штайна (Prellzungenmechanik) получил название «венского» или «немецкого» и был
в употреблении практически без изменений вплоть до второй четверти XIX в.
С 1750 -х гг. в Лондоне Иоганн Кристоф Цумпе (1735—1800)
стал делать четырёхугольные фортепиано, снабжая их немного изменённым
механизмом Кристофори.
С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех
европейских странах, в том числе в России.
Себастьян Эрар изобрёл механику «двойной репетиции»,
которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода
клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при
полном поднятии клавиши.
В России фортепианное дело было прежде всего связано с
Петербургом[1]. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных
мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX
века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта,
поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких
мастеров И.-А. Тишнера, К.-И. Вирта, А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г.,
бельгийца Г.-Г. Лихтенталя[2]. На сегодняшний день известны имена более 700
фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г. Этими
исследованиями[3], а также вопросами атрибуции и экспертизы[4] фортепиано
занимается кандидат филологических наук, фортепианный мастер С.-Петербургской
консерватории М. В. Сергеев. Им подготовлен «Иллюстрированный каталог
музыкальных фирм России 1725—1918».
В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю.
Блютнера, К. Бехштейна, в США — Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе
равных.
В XX веке появились принципиально новые инструменты —
электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения —
подготовленное фортепиано.
Первое музыкальное произведение, написанное специально
для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в
массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на
клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.
Датировка фортепиано
С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во
всем мире работали более 20 000[5] фортепианных мастеров и фирм, выпускавших
рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по
которому можно определить год выпуска фортепиано.
Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в
районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера
ставились на молоточках в крайнем правом регистре.
У фортепиано XIX — начала XX веков номера часто ставились
на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.
Дополнительным фактором, позволяющим датировать год
выпуска фортепиано, может быть номер механики.
Разновидности
Современный
диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).
Фортепиано делятся на рояли — инструменты с
горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным.
Первое известное вертикальное фортепиано приписывается
К.-Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшего его в 1745 г. Однако уже в 1742
году из мастерской Иоганна Зохера (нем. Johann Söcher) в Зантхофене (Бавария)
вышел подобный инструмент, а в 1748 году такие же инструменты делал и Г.
Зильберманн.
Разновидности вертикальных фортепиано — пирамидальное,
пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др. С середины XIX века выпускаются только
пианино и рояли.
Устройство фортепиано
Пианино изнутри:
видны обитые войлоком молоточки, струны (в показанном диапазоне — по 2 струны
на один звук) и вирбеля, на которые они натянуты (слева сверху).
Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной
раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке
(в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в
горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и
высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. Диапазон большинства
фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более
старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно
встретить инструменты и с более широким диапазоном).
Действие фортепианной механики
Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны.
В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав,
соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие
приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое
фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит
демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек,
обитый фильцем (войлоком).
Педали
В современных фортепиано присутствует две или три педали.
В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги,
которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так
как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что
после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того,
все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь
вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать
последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это
невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук
новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль —
нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая,
когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её
отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а
её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма
часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В
роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн
хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино
молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В
нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или
tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре
на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за
счёт вибрации освободившихся струн хора.
Средняя (или третья, так как исторически она была
добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в
поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в
поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали.
Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в
отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства
роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых
средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между
молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук
становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.
Игра на инструменте
Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент,
и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра
на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать
обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах (ДМШ) в
России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые
ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед
поступлением в музыкальное училище. После ДМШ или эквивалентной подготовки
можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в
консерватории, вузе, став профессиональным пианистом. В ДМШ общее фортепиано
также является обязательным предметом почти для всех специальностей.
Ференц (Франц) Лист — венгерский композитор, пианист,
педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального
романтизма XIX века. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для
современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом
был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис
был выдвинут к 1850-м годам). 6 этюдов Ференца Листа написаны на темы Никколо
Паганини, в том числе знаменитый третий этюд Кампанелла, написанный на тему
финала Второго скрипичного концерта Паганини (этот финал, за своё звучание,
напоминающее нежные звуки колокольчиков, Паганини назвал «Кампанеллой»).
Выдающиеся пианисты XX века — Сергей Рахманинов, Иосиф
Гофман, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн,
Гленн Гульд и другие.
Техническое обслуживание, настройка и условия содержания
Инструменты для
настройки фортепиано
Фортепиано требует правильных условий содержания, а также
регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента
ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества
его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка,
как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом —
мастером-настройщиком фортепиано.
Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены
сложным механизмом и тщательно отделанным полированным корпусом. В связи с этим
они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании
их в определённых условиях и в постоянном уходе. Основными причинами,
вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в
инструменте являются:
толчки и сотрясения в ходе перевозки,
негативное влияние высоких температур,
чрезмерная влажность или сухость воздуха,
неумелое обращение с инструментом в процессе настройки,
регулировки и/или ремонта.
Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано
обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств
и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру
потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при
необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила
натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные
напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. По мере постепенного
выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени
приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте
ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием
струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования
необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и
сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей — гигроскопичны: они могут
разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях
предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных
условиях, которыми являются температура воздуха от +12 С до +25 С и влажность
воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение,
подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае
не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы
механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до
комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом
«отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать,
необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его
необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой,
особенно все металические части.
Для сохранения инструмента в исправном состоянии
необходимо соблюдать следующие правила:[7]
Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле
печей и отопительных приборов.
Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и
чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика.
Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
При обтирании пыли с полированных частей инструмента
пользоваться только сухими мягкими тряпками.
Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши
надо протирать слегка влажной тряпкой, следя, чтобы вода не протекала между
клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку)
клавиатуры.
В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности
фортепиано повсеместно — в концертных залах, учебных заведениях и частных
домах, — используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы
влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и
влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его
эксплуатации в 2—3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной
установке» — исключительном праве на продажу — не подтверждаются европейской
практикой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий